Методический аудит: анализ, рекомендации, результат
Закажите наставничество
и повысьте лояльность слушателей

Для кого

Корпоративные компании, EdTech, государственные образовательные учреждения и т.д., которые сталкиваются с:
  • Непониманием как улучшить образовательный продукт
    с точки зрения логики, содержания, подачи, когнитивной нагрузки и иных параметров
  • Непониманием сколько нужно человеческих, финансовых, временных и иных ресурсов для переработки образовательного продукта
    и т.д.
  • Методическими артефактами, которые не приносят пользы обучающимся
  • Неэффективной стратегией продвижения образовательного продукта
  • Недовольством обучающихся и отрицательными отзывами

Предыстория

В 2024 году ко мне обратились представители государственной корпорации.
Штат — более 300 000 сотрудников.

У компании изменились внутренние документы, которые напрямую повлияли на содержание образовательных курсов для руководителей
  • уровень
    для начинающих руководителей
  • уровень
    для продвинутых руководителей
  • уровень
    суммарно около 38 модулей обучения
  • Срочно,
    за 2 месяца
    Перед заказчиком стояла задача — срочно, за 2 месяца скорректировать образовательные курсы.
    Сроки сжатые, а как сделать это качественно — вопрос достаточно сложный. Особенно учитывая тот факт, что корректировка одних модулей влекла за собой изменение других по структуре, содержанию, когнитивной нагрузке и т. д.
  • Отсутствие командных
    ресурсов
    Ко всему прочему для данной задачи у заказчика отсутствовали внутренние командные ресурсы.
  • 50 разных
    этапов работ
    Всего проект предусматривал порядка 50 разных этапов работ. Описать все их, конечно, невозможно.
  • Комплексный
    подход
    Но заранее отмечу, что на всех этапах работ я применял свой проектный, методологический, методический, продуктовый и научный опыт.
    Именно комплексный подход позволил его завершить успешно по качеству и срокам.

Решение

Первым шагом я изучил:
  • учебную программу курсов для руководителей
  • образовательную платформу с позиции образовательного опыта сотрудника
  • необходимую документацию
А также провёл 3 онлайн-сессий:
  • 1 сессия

    для сбора и консолидации информации от заказчика
  • 2 сессия

    для демонстрации предлагаемых решений
  • 3 сессия

    для разработки дорожной карты проекта
Помимо всего, регулярно задавал уточняющие вопросы в чате, чтобы точечно закрывать оперативные вопросы заказчика.

В процессе сессий возникало ряд вопросов, например, как быстро привлечь эксперта для корректировок, или как собрать команду продакшн. И многие другие сложности.

Но у меня для таких вопросов всегда находились решения из управленческого опыта. Например, если вопрос касался привлечения эксперта, то использовал заранее заготовленные вопросы, чтобы он не тратил время на пояснения, или мог сам предоставить информацию.

Если необходимо было собрать команду под задачу, то обращался к коллегам, или искал тех, с кем уже сотрудничал. Поэтому мой проектный опыт помогал мне быстро закрывать вопросы, не забирая лишнего времени у заказчика.
Что касается курса, то он состоял из двух уровней, каждый уровень из модулей, модули из уроков, а уроки из артефактов.

Поэтому следующим шагом я провёл аудит следующих артефактов:
  • Рабочие тетради
  • Видеолекции
  • Теоретическая часть
  • Тестовые задания
  • Учебные ситуации
  • Упражнения для самостоятельной работы
  • Примеры из практики
  • Резюме уроков
  • Рекомендации по развитию
  • Задания на самостоятельную отработку
  • Дополнительные материалы к занятию
  • Оценочные задания, используемые для сертификации управленческого персонала
Честно говоря, количество и объём материалов был достаточно большим. Например, только одна рабочая тетрадь могла занимать до 20−30 страниц. Поэтому, учитывая сжатые сроки, я принял решение параллельно изучать несколько артефактов, что оптимизировало часть работ.
Что касается заказчика, то у него был свой взгляд на разработку артефактов, а у меня свой.
Из-за чего возникали порой разногласия. Поэтому я попытался доказать ему свои подходы в разработке артефактов на примере памятки курса.

Вместо того, чтобы создавать памятку по предыдущему примеру от заказчика, я решил собрать цифровой след обучающихся на платформе, чтобы понять, а будет ли вообще эффективна моя памятка.

Для ответа на этот вопрос я собрал данные с образовательной платформы (в основном это были комментарии сотрудников за определенный промежуток времени). Затем при помощи промта загрузил данные в нейросеть. На выходе получил данные о том, какие чаще всего сложности испытывают обучающиеся на платформе.

После обработки данных у меня сформировался топ запросов.
На удивление самые популярные сложности были связаны не с содержанием учебного курса,
а техническими неполадками, которые возникали во время его прохождения.
Повлияло ли это на структуру памятки?
Да
А на содержание?
Да
А на эффективность материала для обучающихся?
Да
В итоге заказчик убедился в эффективности доказательного подхода к созданию артефактов.
  • 50
    тестовых заданий
► Отдельно стоит рассказать о работе по обновлению 50 тестовых заданий для сертификации руководителей.

Проблема

Старые тестовые задания были составлены некорректно, поэтому заказчик попросил:
  • проверить их на ошибки
  • предложить улучшения

Как шла работа

— Аудит и поиск ошибок прошли быстро.
— А вот обсуждение улучшений заняло 5−6 итераций!
Почему так долго?
Несколько экспертов заказчика детально разбирали каждое предложение в Google Форме.

Они проверяли:
  • структуру
  • логику
  • содержание
  • и постоянно дискутировали, опираясь на свой опыт

Решение

Часть тестов была в формате сложных кейсов, основанных на реальных рабочих ситуациях.
Я предложил сократить их количество на первом уровне курса, так как начинающие руководители ещё не имеют достаточного управленческого опыта для решения таких задач.

Результат

Заказчик согласился перенести большинство кейс-тестов на второй уровень — для продвинутых руководителей. Решение приняли благодаря моей экспертизе в тестологии и опыту разработки заданий.

Финал работы

  • Провёл финальную вычитку тестов
  • Загрузил все задания на платформу
  • Протестировал систему на технические и методические ошибки
  • Тесты работали корректно, и руководители прошли их без проблем.

После проведения полного  аудита курса выявил системные проблемы в материалах по:


  • Структуре
  • Содержанию
  • Логике подачи информации
  • Когнитивной нагрузке
Предложил систему улучшений
  • Создал Excel-файл с детальными правками по каждому материалу
  • Подготовил отдельный список комментариев
Все предложения обосновал педагогическими принципами и подходами, чтобы команда заказчика смогла системно внести изменения:

Самое примечательное, что заказчик и его команда были достаточно требовательны к качеству анализа и разрабатываемым материалам. Поэтому оставляли десятки комментариев в процессе совместной работы.
Но это только радовало.
Потому что проект вёлся не «для галочки». Ведь курсы рассчитаны на управленцев компании!

В итоге заказчик получил

  • Более 100 рекомендаций по улучшению курсов
    для руководителей с позиции структуры, содержания, логики, когнитивной нагрузки и иных аспектов. Что позволило сэкономить более 3 месяцев работ, если бы заказчик привлекал отдельную команду методологов.
  • 50 новых тестовых заданий
    для всего курса и сертификации. Что позволило обновить старые и неэффективные проверочные задания.
  • Памятку образовательного курса
    которая содержит ответы на самые популярные вопросы сотрудников. Что позволило сэкономить на привлечении кураторов курса и поддержки.
  • Промо-ролик курса
    5 проектов постов для социальных сетей и 2 дизайн-макета плаката курса. Что позволило пропиарить курс в периметре корпорации для привлечения новых руководителей компании.
Михаил Осипов
Образовательный методолог, консультант
Если вы хотите, чтобы я провёл аудит вашего образовательного продукта с точки зрения содержания, логики, подачи, когнитивной нагрузки и многих других параметров — напишите мне.

Сформулируем и реализуем ряд улучшений!
Возможен аудит отдельных артефактов по вашему запросу: концепции образовательного продукта, учебной программы, дорожной карты студента, средств оценки знаний (тестов, кейсов, домашних заданий и др.), студенческих сообществ и т. д.

Другие кейсы

Это лишь некоторые кейсы, которые представлены в моём опыте.
Для более подробной информации, пожалуйста, обращайтесь в личные сообщения.
Для методических, продуктовых и иных команд из EdTech, корпоративного и государственного секторов обучения
Для учебных заведений, онлайн-школ, корпоративных компаний, независимых экспертов и т. д.
Закажите наставничество
и повысьте лояльность слушателей
© Осипов Михаил Алексеевич. 2025 г.
ИНН: 230 819 345 972.
Все права защищены.