Методический аудит: анализ, рекомендации, результат
Закажите наставничество и повысьте лояльность слушателей

Для кого

Корпоративные компании, EdTech, государственные образовательные учреждения и т.д., которые сталкиваются с:
  • Непониманием как улучшить образовательный продукт с точки зрения логики, содержания, подачи, когнитивной нагрузки и иных параметров
  • Непониманием сколько нужно человеческих, финансовых, временных и иных ресурсов для переработки образовательного продукта и т.д.
  • Методическими артефактами, которые не приносят пользы обучающимся
  • Неэффективной стратегией продвижения образовательного продукта
  • Недовольством обучающихся и отрицательными отзывами

Предыстория

В 2024 году ко мне обратились представители государственной корпорации.
Штат – более 300 000 сотрудников.

У компании изменились внутренние документы, которые напрямую повлияли на содержание образовательных курсов для руководителей
  • уровень
    для начинающих руководителей
  • уровень
    для продвинутых руководителей
  • уровень
    суммарно около 38 модулей обучения
  • Срочно,
    за 2 месяца
    Перед заказчиком стояла задача – срочно, за 2 месяца скорректировать образовательные курсы.
    Сроки сжатые, а как сделать это качественно – вопрос достаточно сложный. Особенно учитывая тот факт, что корректировка одних модулей влекла за собой изменение других по структуре, содержанию, когнитивной нагрузке и т.д.

  • Отсутствие командных
    ресурсов
    Ко всему прочему для данной задачи у заказчика отсутствовали внутренние командные ресурсы.

  • 50 разных
    этапов работ
    Всего проект предусматривал порядка 50 разных этапов работ.
    Описать все их, конечно, невозможно.

  • Комплексный
    подход
    Но заранее отмечу, что на всех этапах работ я применял свой проектный, методологический, методический, продуктовый и научный опыт.
    Именно комплексный подход позволил его завершить успешно по качеству и срокам.

Решение

Первым шагом я изучил:
  • учебную программу курсов для руководителей
  • образовательную платформу с позиции образовательного опыта сотрудника
  • необходимую документацию
А также провёл 3 онлайн-сессий:
  • 1 сессия

    для сбора и консолидации информации от заказчика
  • 2 сессия

    для демонстрации предлагаемых решений
  • 3 сессия

    для разработки дорожной карты проекта
Помимо всего, регулярно задавал уточняющие вопросы в чате, чтобы точечно закрывать оперативные вопросы заказчика.

В процессе сессий возникало ряд вопросов, например, как быстро привлечь эксперта для корректировок, или как собрать команду продакшн. И многие другие сложности.

Но у меня для таких вопросов всегда находились решения из управленческого опыта. Например, если вопрос касался привлечения эксперта, то использовал заранее заготовленные вопросы, чтобы он не тратил время на пояснения, или мог сам предоставить информацию.

Если необходимо было собрать команду под задачу, то обращался к коллегам, или искал тех, с кем уже сотрудничал. Поэтому мой проектный опыт помогал мне быстро закрывать вопросы, не забирая лишнего времени у заказчика.

Что касается курса, то он состоял из двух уровней, каждый уровень из модулей, модули из уроков, а уроки из артефактов.

Поэтому следующим шагом я провёл аудит следующих артефактов:
  • Рабочие тетради
  • Видеолекции
  • Теоретическая часть
  • Тестовые задания
  • Учебные ситуации
  • Упражнения для самостоятельной работы
  • Примеры из практики
  • Резюме уроков
  • Рекомендации по развитию
  • Задания на самостоятельную отработку
  • Дополнительные материалы к занятию
  • Оценочные задания, используемые для сертификации управленческого персонала
Честно говоря, количество и объём материалов был достаточно большим. Например, только одна рабочая тетрадь могла занимать до 20-30 страниц. Поэтому, учитывая сжатые сроки, я принял решение параллельно изучать несколько артефактов, что оптимизировало часть работ.
Что касается заказчика, то у него был свой взгляд на разработку артефактов, а у меня свой.
Из-за чего возникали порой разногласия. Поэтому я попытался доказать ему свои подходы в разработке артефактов на примере памятки курса.

Вместо того, чтобы создавать памятку по предыдущему примеру от заказчика, я решил собрать цифровой след обучающихся на платформе, чтобы понять, а будет ли вообще эффективна моя памятка.

Для ответа на этот вопрос я собрал данные с образовательной платформы (в основном это были комментарии сотрудников за определенный промежуток времени). Затем при помощи промта загрузил данные в нейросеть. На выходе получил данные о том, какие чаще всего сложности испытывают обучающиеся на платформе.

После обработки данных у меня сформировался топ запросов.
На удивление самые популярные сложности были связаны не с содержанием учебного курса, а техническими неполадками, которые возникали во время его прохождения.

Повлияло ли это на структуру памятки?
Да
А на содержание?
Да
А на эффективность материала для обучающихся?
Да
В итоге заказчик убедился в эффективности доказательного подхода к созданию артефактов.

  • 50
    тестовых заданий
Отдельно хотелось бы отметить блок работ по обновлению тестовых заданий для сертификации руководителей в количестве 50 штук.
Дело в том, что действующие тестовые задания были неэффективны с точки зрения правильности их составления. Поэтому заказчик попросил провести их аудит, выявить ошибки и сформулировать предложения по улучшению.

Аудит и выявление ошибок заняло не так много времени, а сформулированные предложения обсуждали почти 5-6 итераций!
Несколько специалистов со стороны заказчика вычитывали предложения по улучшению структуры, логики и содержания тестовых заданий в Гугл.Форме и комментировали их с позиции своего опыта, что вступало в рабочую полемику.

Яркий пример наших разногласий: некоторые тестовые задания были составлены в формате кейс-тестов, но моё предложение для заказчика заключалось в том, чтобы сократить их в первом уровне курса, потому что кейс-тесты составляются с опорой на конкретные рабочие ситуации, которые возникают у руководителей.
Учитывая тот факт, что тестируемыми на первом уровне курса являлись начинающие руководители, то решение кейс-тестов могло стать для них затруднительным из-за отсутствия управленческого опыта.

Поэтому было предложено решение оставить большую часть кейс-тестов только на втором уровне курса для продвинутых руководителей.
Что было в итоге поддержано заказчиком.
На мой взгляд, этот успех был достигнут за счёт того, что мои аргументы основывались на знаниях о тестологии и личном опыте разработке тестовых заданий.

В самом конце заказчик попросил меня дополнительно ещё раз вычитать тестовые задания, внести каждый тест в форму для загрузки на платформу и протестировать их на курсе. Для того, чтобы убедиться, что система тестирования не содержит не только методических, но и технических ошибок.
Все тестовые задания успешно прошли техническую проверку и руководители смогли их пройти без каких-либо неудобств.


После проведённого аудита я выявил ряд недостатков с позиции структуры, содержания, логики, когнитивной нагрузки и иные аспектов материалов.
Чтобы команда заказчика смогла системно внести изменения:
  • Составил Excel файл, в котором расписал по каждому артефакту список улучшений с позиции структуры, содержания, логики, когнитивной нагрузки и т.д.
  • Отдельно составил перечень комментариев.
В своих аргументах для заказчика опирался на педагогические подходы и принципы.

Самое примечательное, что заказчик и его команда были достаточно требовательны к качеству анализа и разрабатываемым материалам. Поэтому оставляли десятки комментариев в процессе совместной работы. Но это только радовало.
Потому что проект вёлся не «для галочки». Ведь курсы рассчитаны на управленцев компании!

В итоге заказчик получил

  • Более 100 рекомендаций по улучшению курсов
    для руководителей с позиции структуры, содержания, логики, когнитивной нагрузки и иных аспектов. Что позволило сэкономить более 3 месяцев работ, если бы заказчик привлекал отдельную команду методологов.
  • 50 новых тестовых заданий
    для всего курса и сертификации. Что позволило обновить старые и неэффективные проверочные задания.
  • Памятку образовательного курса
    которая содержит ответы на самые популярные вопросы сотрудников.
    Что позволило сэкономить на привлечении кураторов курса и поддержки.
  • Промо-ролик курса
    5 проектов постов для социальных сетей и 2 дизайн-макета плаката курса. Что позволило пропиарить курс в периметре корпорации для привлечения новых руководителей компании.
Михаил Осипов
Образовательный методолог, консультант
Если вы хотите, чтобы я провёл аудит вашего образовательного продукта с точки зрения содержания, логики, подачи, когнитивной нагрузки и многих других параметров – напишите мне.

Сформулируем и реализуем ряд улучшений!
Возможен аудит отдельных артефактов по вашему запросу: концепции образовательного продукта, учебной программы, дорожной карты студента, средств оценки знаний (тестов, кейсов, домашних заданий и др.), студенческих сообществ и т.д.

Другие кейсы

Это лишь некоторые кейсы, которые представлены в моём опыте.
Для более подробной информации, пожалуйста, обращайтесь в личные сообщения.
Кейс 2.
Метрики, которые работают: опыт наставничества методического отдела
Для методических, продуктовых и иных команд из EdTech, корпоративного и государственного секторов обучения
Кейс 3.
Как за 7 дней повысить лояльность слушателей и устранить 3 ключевые ошибки в учебной программе
Для учебных заведений, онлайн-школ, корпоративных компаний, независимых экспертов и т.д.
© Осипов Михаил Алексеевич. 2025 г.
ИНН: 230 819 345 972.
Все права защищены.