Как за 7 дней повысить лояльность слушателей и устранить
3 ключевые ошибки в учебной программе
Закажите наставничество
и повысьте лояльность слушателей

Для кого

Учебные заведения, онлайн-школы, корпоративные компании, независимые эксперты и т. д., все кто сталкивается с:
  • Непониманием как проектировать образовательные результаты
  • Проблемой формирования логических переходов от темы к теме, от модуля к модулю
  • Недовольством студентов из-за «размытых» целей курса
  • Хаотичной обратной связью от обучающихся
  • Проблемой соотношения «теория vs практика» в учебной программе и т. д.

Предыстория

В 2024 году ко мне обратились из Первого Московского государственного медицинского университета имени И. М. Сеченова, а именно Института профессионального образования.

Проблема состояла в том, что по программе профессиональной переподготовки «Антиэйджинг» заказчик получал ряд негативных отзывов от слушателей.
Поэтому нужно было разобраться с чем именно связаны негативные отзывы, по каким причинам они возникают и как можно уже сейчас решить проблему с их устранением.

Решение

Проведение установочной сессии с заказчиком

  • Первым этапом стала организация и проведение установочной встречи
В рамках этого взаимодействия выполнили следующие задачи:

1. Конкретизация проблемы

  • Со стороны слушателей:
    Было выявлено, что участники программы переподготовки не понимают, какие именно образовательные результаты они получают в процессе обучения.
  • Со стороны заказчика:
    Обнаружены сложности в донесении информации об образовательных результатах до аудитории. Основная проблема заключалась в необходимости адаптации подачи материала с учётом разного уровня знаний и опыта слушателей.

2. Определение цели работ

Сформулировал цели сотрудничества
  • Выявление ошибок в текущей программе переподготовки
  • Разработка практических рекомендаций для заказчика по устранению этих ошибок и улучшению образовательного продукта

3. Формирование этапов работ

Для достижения поставленной цели совместно с заказчиком согласовали план действий, включающий два ключевых шага:
  • Анализ программы переподготовки
    • Проведение детального анализа всех компонентов программы (содержание, методика, структура).
    • Изучение обратной связи от слушателей (отзывы, оценки, комментарии).
  • Разработка рекомендаций
    • Выявление ключевых ошибок и «слабых мест» программы.
    • Создание экспертных рекомендаций для их устранения, которые можно применить:

    — В текущей версии образовательного продукта (корректировки «здесь и сейчас»).
    — В будущих программах (долгосрочные улучшения).

4. Детализация этапов (пояснения)

Каждый из указанных шагов необходимо реализовать с учётом следующих аспектов:
  • Для анализа программы:
    Оценка соответствия заявленных образовательных результатов реальным достижениям слушателей.
    Проверка логической связности материалов и их доступности для аудитории.
  • Для разработки рекомендаций:
    Акцент на практичность решений: предложения должны быть конкретными, измеримыми и реализуемыми в рамках ресурсов заказчика.
    Учёт специфики аудитории (разный уровень подготовки, опыт, цели обучения).

Систематизация и улучшения образовательной программы

Я провел 7-дневный аудит образовательной программы, в рамках которого детально изучил:

  • Вводный модуль;
  • Учебную программу профессиональной переподготовки (включая цели, задачи, планируемые результаты, описание целевой аудитории, данные о преподавателях, структуру модулей);
  • Отзывы слушателей;
  • Пример итоговой работы и требования к ней;
  • Лекционные материалы и другие документы.

Что обнаружил

  • Проблема согласованности
    В учебной программе не было четкой связи между тремя ключевыми элементами:
    — заявленными образовательными результатами,
    — учебными заданиями,
    — системой оценивания.
  • Например, если программа обещала научить «анализировать данные», но в заданиях предлагались только теоретические тесты, это создавало разрыв.
Объяснил заказчику, как исправить это:
  • добавить практические кейсы (даже в теоретические модули)
  • связать каждое задание с конкретным навыком из программы
  • Анализ обратной связи
    При изучении отзывов слушателей выявил две основные проблемы:
  • Проблема №1: Хаотичные опросы
    Вопросы в анкетах были бессистемными, например:
    • «Понравился ли вам курс?»
    (без уточнения, что именно).
    • «Что улучшить?»
    (без конкретных категорий для ответа).
    Это мешало отделить эмоции от полезных предложений.

    Для решения я разработал структурированный шаблон опроса с разделами:
    — Оценка сложности материалов,
    — Практическая польза заданий,
    — Качество обратной связи от преподавателей.
  • Проблема №2: Недопонимание результатов.
    Слушатели часто не понимали:
    — какие навыки и знания они получат,
    — как теория связана с их работой (практикой),
    — где искать и как применять достоверные научные источники (например:по антиэйджингу).

    Участники жаловались: «Мы учим термины, но не знаем, как их применять».

Рекомендации для заказчика:

  • Добавить в каждый модуль
    чек-лист результатов («После этого раздела вы сможете:…»)

  • Внедрить мини-кейсы
    для иллюстрации теории

  • Провести обучающий вебинар по работе с научными источниками

Результаты

Итог 7-дневного аудита образовательной программы:

Заказчик получил детальную презентацию с рекомендациями, разделенными на два ключевых направления:
  • Стратегические
    — Как проектировать новые курсы, чтобы избежать ошибок: от формулировки целей до системы оценки.
    — Пример: алгоритм создания программ с учетом компетентностного подхода и таксономии Блума.
  • Оперативные
    — Как исправить текущие ошибки в программе: от структуры модулей до подачи материала.
    — Пример: добавление четких переходов между темами, чтобы слушатели видели логику курса.
Что изменилось после внедрения рекомендаций:
  • Снижение негативных отзывов
    Слушатели перестали задавать вопросы вроде:
    «Как теория связана с практикой?»
    «Где искать проверенные исследования по антиэйджингу?»
    — потому что ответы на них были встроены в материалы курса.
    1
  • Логичная структура программы
    Каждый модуль теперь плавно переходит в следующий, а задания соответствуют заявленным целям.
    2
  • Чек-лист типовых ошибок
    Заказчик научился избегать проблем вроде:
    — Разрывов между учебными активностями и оценкой;
    — Нечетких формулировок результатов.
    3
  • Глубокая проработка методик
    В программу интегрированы:
    — Конструктивная согласованность;
    — Подход ЗУН (знания, умения, навыки);
    — Учебная таксономия Блума.
    4

► Чем вам поможет аудит?

Выявим скрытые ошибки, из-за которых слушатели теряют мотивацию и оставляют негативные отзывы. Вы получите четкий план, как превратить теорию в практику, избежать хаоса в программе и повысить вовлечёность обучающихся.

А главное — сэкономите время и бюджет, внедряя проверенные решения, а не исправляя одни и те же ошибки снова.
Это инвестиция в репутацию ваших образовательных продуктов.
Михаил Осипов
Образовательный методолог, консультант
Если у вас есть курс, который «недооценивают» обучающиеся, или вы только планируете его запуск — напишите мне.

Покажу на примере вашего проекта:
Как избежать ошибок в проектировании программ и как превратить даже негативные отзывы в рабочий инструмент!

Другие кейсы

Это лишь некоторые кейсы, которые представлены в моём опыте.
Для более подробной информации, пожалуйста, обращайтесь в личные сообщения.
Для корпоративных компаний, EdTech, государственных образовательных учреждений
и т. д
Для методических, продуктовых и иных команд из EdTech, корпоративного и государственного секторов обучения
Закажите наставничество
и повысьте лояльность слушателей
© Осипов Михаил Алексеевич. 2025 г.
ИНН: 230 819 345 972.
Все права защищены.