Метрики, которые работают:
опыт наставничества методического отдела
Закажите наставничество
и повысьте лояльность слушателей

Для кого

Методические, продуктовые и иные команды из EdTech, корпоративного и государственного секторов обучения, которые сталкиваются с:
  • Непониманием как выстроить с «0» систему метрик эффективности образовательного продукта
  • Отсутствием взаимосвязи различных метрик (например, продуктовых и учебных)
  • Хаотичным существованием метрик образовательного продукта
  • Сложностью улучшения образовательного продукта на основе метрик
  • Проблемой донесения ценности метрик до руководства/заказчика и т. д.

Предыстория

В августе 2024 года ко мне обратилась за наставничеством онлайн-школа «Лого-эксперт». В школе обучалось более 4000 взрослых обучающихся.

В онлайн-школе метриками эффективности образовательного продукта занимается методический отдел.

Проблема

Методический отдел (руководитель + 2 методиста) столкнулся с отсутствием системности в анализе данных:
  • Все метрики были разрознены, без чёткой взаимосвязи
  • Невозможно отследить, как показатели влияют друг на друга и на общий результат

Ключевые вопросы

  • Как обученность влияет на удовлетворённость обучающихся?
    Непонятно, улучшает ли рост знаний студентов их лояльность к курсам.
  • Как удовлетворённость влияет на продажи?
    Неясно, приводит ли высокая оценка курса студентами к увеличению спроса на продукт.

Последствия

  • Невозможно объективно оценить эффективность образовательных программ
  • Решения принимаются «вслепую», без опоры на данные

Запрос клиента

Построить систему метрик, которая покажет:
  • Какие факторы влияют на успех курсов

  • Где «слабые места» в продукте

  • Как оптимизировать процессы
    для роста прибыли

Перед онлайн-школой стояла задача понять как с «0» выстроить взаимосвязанную систему метрик для измерения эффективности сначала для одного образовательного продукта, а потом для всей линейки.
Задача оказалось непростой, потому что на неё выделялся месячный срок наставничества.
В течение этого месяца для наставляемых из 3 человек необходимо было объяснить:
  • что такое учебная аналитика
  • какие бывают виды метрик, их назначение, формулы расчета
  • что такое обучение, основанное на данных, и цифровой след
  • как по шагам строить систему метрик
  • как устроена таблица метрик образовательного продукта и её взаимосвязи и т. д.
Помимо всего необходимо было поставить и проконтролировать выполнение ряда задач, начиная от усвоения вышеперечисленных знаний до применения их на практике с итоговой работой в виде выстроенной системы метрик.

Решение: этапы работы

  1. Диагностика и планирование

  • Провёл установочную сессию с методическим отделом
    Обсудили, что они уже знают о метриках, какие из метрик (бизнес, продуктовые и образовательные) используются в онлайн-школе, какие метрики считаются ключевыми и т. д.

    Вся работа во время установочной сессии велась на онлайн-доске, что формировало наглядную картину для всей команды и позволяло оставлять необходимые уточнения и корректировки.
  • Определил текущие метрики (бизнес, продукт, обучение)
    Онлайн-школа проектирует коммерческие образовательные продукты, поэтому принял решение опираться на бизнес-метрики перед тем, как сформулировать систему метрик (и в первую очередь ключевых).

    Все группы метрик работают в системе только тогда, когда существует понимание для какой цели они работают.
    Поэтому организовали встречу и я объяснил это в деталях сначала руководителю методического отдела.
  • В ходе сессии мы с коллегами сформировали дорожную карту работ: задачи, ответственные, сроки, статусы
    Дорожную карту разработал для того, чтобы каждый из нас понимал, какие задачи и к какому сроку необходимо выполнить. А также когда подготовить необходимую информацию, организоваться для встречи,
    или обсудить предварительные вопросы.

    Цель: Синхронизировать понимание целей и этапов работ.

2. Цифровой след, и как его собирать

Сформулировал для методического отдела задачу — изучить материалы по цифровому следу и подходу «обучение, основанное на данных».

Так как без понимания основ будет сложно составить в итоге техническое задание для формирования дашборда на GetCourse.

Коллеги изначально испытывали трудности с пониманием ключевых концепций:
они не до конца представляли, что такое цифровой след, как его собирать на их платформе и зачем это нужно.
Чтобы устранить эти пробелы, я регулярно давал развёрнутые пояснения в общем чате, приводил примеры.
Это помогло команде глубже вникнуть в принципы работы с метриками и сбором данных.

3. Этапы изучения и систематизации метрик

  • Подготовка базы метрик
    • Создал Google-документ с полным перечнем метрик.
    • Содержание документа:
    — Определения бизнес, продуктовых и учебных метрик.
    — Формулы расчёта для каждой.
    — Цели использования и сферы применения.

    • Поставил задачу для команды:
    Изучить материалы и оставить комментарии, если возникают сложности с интерпретацией.
    1
  • Обучение методологии отбора метрик

    • Провёл обучение по 7 шагам, которые помогают:

    — определить, нужна ли метрика,
    — сформулировать её цель,
    — выявить стейкхолдеров,
    — проверить техническую реализуемость,
    — установить приоритетность,
    — связать с другими показателями,
    — утвердить окончательный список.

    Цель:
    Научить команду избегать «мусорных» метрик и сфокусироваться только на значимых данных.
    2
  • Создание итоговой таблицы
    Поставил задачу для команды разработать Google-таблицу с метриками, ранжированными по:
    • Критериям (бизнес-цели, сложность внедрения)
    • Приоритету (высокий/средний/низкий)
    • Рекомендации для минимизации ошибок:
    • Не включать метрики, которые невозможно внедрить на GetCourse
    • Учитывать ресурсы команды (например, COR — коэффициент завершения занятий — требует интеграции с платформой)
    3
  • Построение взаимосвязей
    Показал, как выстраивать взаимосвязь между метриками.
    Процесс этот достаточно сложный, потому метрик много, и их влияние друг на друга неочевидно.

    Яркий пример, когда нужно определить целевой COR по занятию/модулю/курсу и связать его с метриками успеваемости обучающихся также по занятию/модулю/курсу. Подход должен быть универсальным, потому что данные взаимосвязи будут использоваться на всей продуктовой линейке онлайн-школы (более 20 образовательных продуктов).

    Вот такую огромную и результативную работу проделали вместе с командой!
    4

Результаты

В итоге у коллег сформировалась рабочая Гугл. Таблица, в которой по каждой группе метрик для образовательного продукта было сформулированы следующие разделы:
  • Наименование метрики
  • Когда она используется (до обучения, во время или в конце обучения)
  • Какой является метрика (качественная или количественная)
  • К какому виду учебной аналитики относится метрика
  • Цель применения метрики
  • Где собираем данные по метрике
  • Как собираем данные по метрике
Опыт наставничества позволил коллегам не только создать рабочую Гугл.Таблицу, но и использовать готовые алгоритмы и подходы к формированию системы метрик в каждом новом образовательном продукте.

► Почему это стоит повторить в вашей компании?

Больше не нужно гадать, почему курс не продаётся.
Вы тратите бюджет на то, что работает, а не на бесконечные эксперименты.

Михаил Осипов
Образовательный методолог, консультант
Если вы не знаете как оценивать эффективность образовательного продукта, или не понимаете как выстроить систему метрик с «0» — напишите мне.

Мы реализуем групповое, либо индивидуальное наставничество, чтобы вы смогли применять знания на разных образовательных продуктах.
Примечание:
Возможно наставничество по любым другим темам проектирования образовательного продукта.

Другие кейсы

Это лишь некоторые кейсы, которые представлены в моём опыте.
Для более подробной информации, пожалуйста, обращайтесь в личные сообщения.
Для корпоративных компаний, EdTech, государственных образовательных учреждений и т. д
Для учебных заведений, онлайн-школ, корпоративных компаний, независимых экспертов и т. д.
Закажите наставничество
и повысьте лояльность слушателей
© Осипов Михаил Алексеевич. 2025 г.
ИНН: 230 819 345 972.
Все права защищены.